Асаны в традиции Патанджали

21 Апр 2013

Уважаемый BTL!
Вопросы, затронутые Вами относятся к принципиальным моментам технологии выполнения асан в стиле, предписываемом Сутрами — «2. 46.»Асана есть неподвижная и УДОБНАЯ поза» («Классическая йога», Москва, 1992, с. 143) и 2. 47. «Совершенство асаны достигается при ПОЛНОМ СНЯТИИ напряжения, благодаря чему прекращаются все движения тела» (там же). Понятно, что если асана УДОБНАЯ, то в ней НЕ МОЖЕТ БЫТЬ неприятных ощущений. А если снятие напряжений также ПОЛНОЕ, то, следовательно, напряжение (усилие) в асане фактически НЕЗАМЕТНО по величине, т.е. — не причиняет дискомфорта.
По асанам НЕ силовым — все, как Вы заметили, ясно. Тем не менее скажу следующее: в обычной жизни мы делаем массу всяких дел, НЕ ощущая при этом в теле ничего особенного либо ничего вовсе (если, конечно, специально не прислушиваться). Но, тем не менее, множество разной работы нами при этом успешно выполняется и в теле НЕ возникает каких-либо проблем. При этом мы получаем полезный результат во ВНЕШНЕМ мире.
Когда мы ТАКИМ ЖЕ ОБРАЗОМ (без каких-либо заметных ощущений) делаем асаны, то также получаем результат, но уже ВНУТРЕННИЙ, результат в теле (хотя и не только — на фоне ТАКОЙ работы с телом происходит также системное очищение и восстановление, включая психику). Он двоякий, с одной стороны — терапия (оздоровление), с другой — прирост силы и гибкости. Иными словами: та же автоматическая техника безопасности (дозировка диапазонов движений в повседневности) должна быть перенесена и в практику асан. Точно так же, как мы по жизни не стараемся согнуться, подымая, скажем, что-то с пола так, чтобы тут или там явно (или неприятно, или больно) почувствовалось растяжение, так и в асанах мы НЕ должны стараться согнуть тело так, чтобы где-то возникли ЯВНЫЕ ощущения (неприятность, боль). Это ясно как дважды два. Дело лишь в том, чтобы не попасть в ловушку старания сделать КАК на картинке (или повторить позу за крутым йогом). Стараться как раз и не нужно, согнулся ТАК, КАК получается БЕЗ ощущений и держи — либо предписанное время, либо до их (ощущений) появления. И все. И тогда автоматизм повседневной ТБ движений проникнет в асаны, и в них закрепится. Тогда упор переносится на освоение потребного уровня ментальной релаксации.
Что в позах СИЛОВЫХ? Это совсем несложно. Вы сами ответили на вопрос: «когда напряжение чувствуется отчетливо, но нет никакого дискомфорта» — это и есть та зона нагрузки, в которой допустимо и продуктивно можно (и нужно!) работать в асанах. Я лишь уточню: как только напряжение (усилие) НАЧИНАЕТ СТАНОВИТЬСЯ отчетливым и к нему примешиватюся ощущения — вот это уже перебор и нужно немедленно выходить из асаны.
Но это я Вам все это разжевываю, а если тщательно вникнуть в Сутры — то все ясно и так, и ничего придумывать не надо. Поэтому приверженец догматов (как говорят многие) ВСБ ничего ОТ СЕБЯ не сочинил, а лишь следует заветам Патанджали (и ранних его комментаторов). Чего и другим изобретателям «авторских стилей» желает…
Ибо в йоге все изобретено «Давным давно, давным давно, давным — давно!»
Удачи!

Автор: Виктор
ТемаДозировка нагрузки