Деятельность сознания в терминах сутр Патанджали

15 Июн 2013

Нередко приходится слышать об озарениях и идеях, приходящих во время практики. Порой это даже мешает заниматься и в этом случае рекомендуют класть рядом с ковриком тетрадь и ручку для записи озарений. Йога-сутры говорят об этом следующее (шлока 3-55): интуицией все вещи и все детали вещей схватываются одновременно (непоследовательно, сразу) — таково озаренностью порожденное знание.

Почему это происходит? Объясняется ли этот феномен в Сутрах? Да, причем исчерпывающе. Таков эффект Наблюдателя, видящего все сразу.

Начнем с того, что зрящий, чистой способностью видения хотя и обладает, вынужден смотреть сквозь содержание ума (шлока 2-20). То есть сознание-ум является посредником между способностью человека созерцать и внешним миром. Созерцается содержание сознание, в котором в свою очередь отражаются объекты мира. Понятна цепочка от объектов к наблюдателю? Наблюдатель — сознание — объекты. Без всяких прыжков, строго через посредника-сознание.

Обычное сознание обладает способностью познавать объекты, но как? во-первых, в зависимости от степени ясности самого сознания (шлока 4-15): объект, будучи тем же самым, по-разному воспринимается сознанием, когда оно находится в различных состояниях, то есть различная взбаламученность сознания несомненно отражается на успешности процесса познания объекта. К тому же все для обычного сознания происходит последовательно: объект, оставаясь без внимания к нему, как бы исчезает для сознания (шлоки 4-16 и 4-17, перефраз). Далее, сознание-читта имеет склонность делиться и создавать то, что называют внутренним диалогом: читта, разделившаяся в самой себе, образует дурную бесконечность отражающих друг друга мыслей, что создает путаницу (шлока 4-21, перефраз).

Объекты же имеют определенное устройство, самая суть которого определяется Сутрами так: всё изменяется. Точнее, прошлое и будущее объекта присутствуют в настоящем моменте в виде состояний элементов объекта (дхарм) (шлока 4-12). Эти же элементы (дхармы) проявляются как вечно изменяющиеся гуны(шлока 4-13). Гун (созвучно слову «гон» — «движение») всего три: равновесие (саттва=свет, ясность), активность (раджас=раж) и инерция (тамас=томность). Легко видеть, что в таком объекте, как человек, этими состояниями все можно объяснить. Пусть в нулевом приближении, но это будет верно. Объект, будучи целостным единством, меняется именно сочетанием и перевесом той или иной гуны в каждый данный момент: перемена происходит в силу единства сущности объекта (шлока 4-14). Сущность же объекта — клубок последовательно сменяющих друг друга гун. По крайней мере, данным подходом вполне удовлетворялась вся индийская философия. Самое важное для нас в этой скучной материи то, что изменяющийся для обычного сознания объект всегда содержит в себе и всё прошлое и всё будущее. (Ну или почти все.) И только свойство обычного сознания воспринимать последовательно создает прошлое, настоящее и будущее объекта. Уф.

Итак, для обычного сознания, имеем поток сигналов от объектов извне, которыми сознание (читта, ум) постоянно наполняется, сбрасывая накопленные впечатления в подсознание (в самскары). Но вот наступает время практики, Я-центр сознания исчезает, система расслабляется, «звучат фанфары» и проступает созерцательный аспект системы,Наблюдатель-Пуруша. И вот — всегда известны колебания сознания его господину — Пуруше Неизменному (шлока 4-18 ). Причем для Пуруши читта познаваема вполне (шлока 4-19), попросту видна «от и до», сразу одномоментно. Таково свойство созерцания, деконцентрации в отличие от последовательных движений внимания. Напомним, что Наблюдатель, Пуруша, видит не сами объекты, а только содержание сознания, хотя и обладает прекраснейшим «зрением» (вспомним шлоку 2-20).

Присутствие Пуруши, созерцания «окрашивает» сознание-читту, успокаивает ее (шлока 4-22: читта неподвижная принимает свою естественную форму (буддхи)), ведь в ней на время практики нет Я-центра, базовой контрактуры сознания (вспомним, что Пуруша и Я-эго не существуют одновременно — шлока 4-20). И тогда отраженные в сознании объекты видны системе во всей полноте их элементов, во всей полноте их прошлого и будущего. С другой стороны сознание окрашено своим содержанием, образами воспринятых ранее объектов, но эта окраска — не содержит наворотов самого сознания. Возникает более-менее правильное зеркало. Так вот, тогдазрящим и зримым окрашенная читта всё познает (шлока 4-23).

А познает она все нити накопленных в сознании ситуаций, планов, вопросов, вполне логично выдавая на гора готовые и подчас неожиданные ответы.

Вся наука полна свидетельств такой работы сознания. Этап накопления фактов, а потом — момент отхода от всей тематики в сущности в ничто, и как следствие — озарение. Масштаб озарения зависит, понятное дело, от грандиозности наших проектов. Но механизм этого озарения везде один и тот же.

Таким образом, практика йоги дает шанс не только поправить здоровье, но и понять нетривиальным образом (самому, без социумной кальки) жизненно важные вещи.

Спасибо за внимание.

PS Прошу прощения за длинный пост, но этот кусок короче не сделаешь.

Автор: А.Смит
ТемаВосприятие в обычном и измененном сознании