Йоги в СССР. Часть 4. Бродов В.В.

1 Сен 2013

Вряд ли вы сможете найти в интернете разнообразные фотографии этого человека и биографические подробности его жизни. Информация о нём предельна скупа и лаконична. Между тем, он имел непосредственное отношение к легализации йоги в Советском Союзе, его имя связано с выходом на экраны в 1970 году научно-популярного фильма «Индийские йоги — кто они?» и с организацией в 1989 году «Ассоциации йоги СССР».

Бродов В.В.

Бродов В.В.

Бродов Василий Васильевич
«(1912-1996) — спец. по истории инд. филос.; д-р филос. наук, проф. Род. в Москве. Окончил филос. ф-т МИФЛИ (1938). Участник Великой Отеч. войны.»

За этими короткими строками из биографического справочника скрывается далеко не безоблачная довоенная жизнь. Теперь только доверчивых детишек в школе можно обмануть тем, что мирный созидающий труд советского народа был внезапно прерван в 1941 году агрессивным нападением коварного врага. Сталинский СССР в те годы с не меньшими агрессивностью и коварством, чем гитлеровская Германия, готовился к ведению захватнической войны в Европе с целью окончательной победы пролетариата во всём мире. (Почему мощнейшая Красная Армия оказалась совершенно не готовой к войне оборонительной, читайте в книге Виктора Суворова «Ледокол».)

Но вернёмся к 26-летнему Василию Бродову, только что окончившему институт и направленному работать по специальности, т.е. читать лекции по философии. Конечно же, по марксистско-ленинской философии — единственно верному материалистическому способу описания мира. Но, как вскоре выяснилось, Бродов допустил непростительные перекосы в своей работе: цитаты мировых классиков составляли в его речах 82%, основоположников марксизма-ленинизма — 17.87%, любимого вождя и лучшего друга всех философов — всего 0.13%. Итог — пять лет лагерей. Куда из лагерей отправляли на фронт тоже известно — в штрафные батальоны. Немногим москвичам-философам удавалось выжить на Соловках и на переднем крае фронта. Ему повезло.

Когда и как Василий Васильевич познакомился с йогой — доподлинно неизвестно. Индийскую философию наверняка изучал ещё в институте, а практической стороной вопроса пришлось заняться, должно быть, после войны, чтобы восстановить подорванное пережитыми лишениями здоровье и поддерживать высокую работоспособность в дальнейшие годы учёбы и работы: аспирантура, профессорская работа, защита докторской. В 1962 г. Джавахарлал Неру, находясь в нашей стране с дружественным визитом, посетил МГУ, где В.В. Бродов к тому времени работал профессором кафедры. Глава индийского правительства отметил вклад Бродова в укрепление связей между народами Индии и России и даже пригласил его с ответным визитом в Дели, что для ученого-индолога было весьма почётно. В 1967 году, на исходе хрущёвской оттепели, в издательстве МГУ вышла монография В.В.Бродова «Индийская философия нового времени». И пусть читателя не смущает предисловие к изданию:

Задача настоящего исследования — осветить с позиции марксистско-ленинской методологии основные моменты истории индийской философской и социологической мысли нового времени (1850-1917). Само собой разумеется, что в поле нашего зрения будет находиться прежде всего прогрессивная мысль, способствующая поступательному ходу исторического развития как отдельного народа, так и человеческого общества в целом.

Индийские йоги — кто они?

В.В.Бродов в фильме «Индийские йоги — кто они?», 1970 г.

Во-первых, без того, чтобы отдать должное генеральной линии партии, не могла увидеть свет ни одна публикация. Во-вторых, надо понимать, что практически вся жизнь В.В.Бродова прошла в условиях «социалистического строительства», что не могло не наложить отпечаток на его методологический подход к философским и организационным проблемам. В 1970 году вышел в кинопрокат и вызвал огромный интерес у публики фильм «Индийские йоги — кто они?», в создании которого Василий Васильевич принял участие как главный консультант. Но распространению йоги в России фильм не способствовал. Напротив, с этого времени она окончательно попала под официальный запрет, как чуждый советской идеологии «осколок религиозно-культовых учений».

Ситуация начала меняться только к концу 80-х, на закате истории СССР. В газетах и журналах вновь начали проскальзывать статьи об оздоровительном эффекте занятий йогой. Но беда была в том, что многие из тех теоретиков, кто учил как правильно делать, сами на деле не были практиками, а те, кто умел что-то делать, не обладали широтой взглядов и глубиной знаний в обсуждаемом предмете. В.В.Бродов был едва ли не единственным исключением. В частности, в 1988 году на заседании «круглого стола» журнала «Физкультура и спорт» и Госкомспорта СССР он сказал несколько слов и о своём личном опыте:

У нас совершенно иной социальный ритм жизни, своя эстетика, свои климатические условия. Конечно, хатха-йога должна быть приспособлена к этим условиям. Мне уже 76 лет, но я чувствую себя отлично, во всяком случае — гораздо лучше, чем 40 лет назад, когда пришел с фронта. Почему? Потому что приспособил занятия йогой к ритму своей жизни, вписал ее в этот ритм. И сейчас мне не составляет никакого труда жить в системе, включающей хатха-йогу, что и обеспечило мне отменное состояние — как физическое, так и личностное.

Первая Всесоюзная научно-практическая конференция под на- званием «Йога, проблемы оздоровления и самосовершенствования человека»

Показательные выступления Б.К.С.Айенгара на конференции в Москве, 1989 г.

В 1989 году произошло долгожданное грандиозное событие — состоялась Первая Всесоюзная научно-практическая конференция под названием «Йога: проблемы оздоровления и самосовершенствования человека». На ней присутствовали несколько сотен энтузиастов йоги со всех концов страны, первый секретарь посольства Индии в СССР, и даже сам Б.К.С.Айенгар приехал на это мероприятие со своей свитой. На второй день работы конференции была учреждена «Ассоциация йоги СССР» во главе с В.В.Бродовым, призванная объединить усилия по развитию йоги в нашей стране. Но все грандиозные планы и начинания рухнули очень скоро. Не прошло и полугода, как Бродов вынужден был констатировать:

За период формального существования (организационного становления) обнаружилось, что:
1) создание «Ассоциации йоги СССР» не имеет под собой жизненных оснований, так как в Советском Союзе нет достаточного количества квалифицированных кадров по йоге;
2) большинство членов созданной Ассоциации имеют искаженные и подчас превратные представления о йоге, как об оздоровительной системе;
3) в большинстве Ассоциацию составляют лица, усматривающие в йоге, прежде всего, источник наживы.
Кроме того, известно: специфика йоги такова, что ее преподавание требует не только высокой квалификации, малейшие неточности в методике преподавания могут оказаться роковыми для здоровья человека.
Население проявляет массовый интерес к физической культуре йогов и обращается за помощью, но данная Ассоциация не может в силу изложенных выше причин обеспечить выполнение первой заповеди медицины: «Не навреди».
Я как ученый-индолог и специалист, член ФО СССР, предлагаю Философскому обществу СССР отказаться от учреждения «Ассоциации йоги СССР» как оказавшейся неспособной к выполнению поставленных перед ней задач.

Кто эти упомянутые в п.3 лица — секрета не составляет. Самые известные из них: Белоус Ю.В., чиновник Госкомспорта — организации, курировавшей йогу в СССР; Федотова Е.О., бизнесвумен, благодаря которой корпорация айенгар-йоги заполонила всю территорию экс-СССР; Тетерников Л.И., неуловимый руководитель второй Ассоциации йоги СССР и неповторимый фальсификатор йоги в своих собственных интересах. С тех пор йога в России стала предметом бизнеса. В 1990 году В.В.Бродов в соавторстве опубликовал статью, одноимённую с фильмом 20-летней давности, в которой с горечью писал о запрете йоги тогда и разгуле лже-йоги сейчас:

Напомним лишь о том, что у создателей фильма, в том числе и у главного консультанта (одного из авторов этой статьи), был замысел: во-первых, на киноматериале, каким располагал режиссер, познакомить советских людей с уникальным явлением древней индийской культуры; во-вторых, вызвать у нашего мыслящего естествознания (ученых, в первую очередь представителей медико-биологических наук) размышления на тему «твои возможности, человек»; в-третьих, побудить специалистов к извлечению из йоги того рационального зерна, которое могло бы послужить нашим людям дополнительным резервом здоровья. К сожалению, по идеологическим причинам застойного периода, замысел не получил ожидаемого понимания и оценки. У наиболее влиятельных чиновников из Минздрава и Госкомспорта была однозначная реакция на содержание фильма: «пропаганда идеализма и религии».

и далее:

У нас нет намерения критиковать отечественных йогов, к каким бы школам или группам они не относились. Будем терпимы друг к другу. Идет сложный процесс теоретического осмысления и практического применения в тысячелетиях накопленного многосложного опыта самовоспитания и самосовершенствования человеческой личности. Конечно, следует считаться с тем, что возможны ошибочные, неадекватные толкования текстов древнего учения. В практических занятиях такие ошибки также возможны. Однако, у компетентного Учителя (Гуруджи) при внимательном отношении к делу, если и возможны ошибки, то небольшие, легко поправимые. Непоправимые ошибки (порой с трагическим исходом) происходят лишь в том случае, когда в роли Учителя выступает невежда, дилетант, лжейог. Речь идет об искажении учения и практики йоги, когда они подменяются тем, чему йога никогда не учила.

Федерация йоги России

Не поддаются инструктора йоги стандартизации, как их ни сертифицируй. Увы.

За прошедшие двадцать с лишним лет в России мало что изменилось вокруг йоги, хотя сегодня не преподают йогу в многочисленных фитнес-центрах и клубах только ленивые инструкторы. Много в России было и ещё будет различных ассоциаций и федераций от йоги. В одну из них и меня однажды занесла нелёгкая. Но кончаются они одинаково — внутренние раздоры, борьба за клиентов, безответственная самореклама и некомпетентность собственно в йоге. Думается, В.В.Бродов к концу своей жизни ясно понимал отнюдь не радужные перспективы развития йоги в современном мире, в том числе и в России. Но он всегда агитировал за подлинную йогу, не подверженную влияниям ни бизнеса, ни времени. Веру давали знания и личный опыт.

В заключение приведу выдержки из предисловия Василия Васильевича Бродова к книге «Йога. Скрытые аспекты практики» В.С.Бойко, участника упомянутой всесоюзной конференции и основателя Школы классической йоги:

Ценность данной книги состоит, в первую очередь, в том, что она написана на основе личной многолетней работы автора по освоению практической йоги. Глава современной индийской школы йогов Б.К.САйенгар однажды (в 1989 г.) сказал: «Самый способный и перспективный йог-практик из всех русских, которых я видел в Москве, это человек по имени Виктор Бойко».

Из содержания книги следует, что В.Бойко глубоко понимает и в высокой степени владеет методикой йоговских упражнений («что делать» и «как делать»).

В действительности получилось нечто большее. На основе своего личного опыта, с использованием трудов Айенгара в общедоступной форме, технически и методически грамотно, сопровождаемые полезными советами и комментариями, изложены асаны. Автор преподносит пример тонкого понимания хатхайоги. Не будет преувеличением, если мы скажем, что это лучшее из всех известных нам пособий по асанам.

Эта книга была издана в 1998 году, уже после смерти учёного-индолога. Теперь она является библиографической редкостью, вследствие небольшого тиража. Зато уже пятое издание выдерживает книга В.С.Бойко «Йога: искусство коммуникации«, в которой не только раскрываются практические аспекты освоения йоги, но и продолжаются размышления о её месте в жизни современного человека.

 

В заметке использованы материалы об истории йоги в России с сайта RealYoga.