Какие бывают йоги. Часть 1

20 Сен 2012

Йоги бывают разными?

Часто у новичков возникает вопрос — какой йогой заниматься? И какие вообще бывают «йоги»? Рекламы вокруг много, всяк хвалит своё, а почитаешь то да сё — в голове сплошная каша, потому что пишут эту рекламу люди столь же несведущие в предмете (а чаще и не пишут даже, а просто копируют с сайта на сайт). Читать же серьёзную литературу времени нет. Вот и получается, что занимаются многие чем придётся, выбирая клубы поближе к дому. А уж что там будут подавать под видом йоги — дело десятое…

Начнём с того, что йога — это философская система. И никуда от этого не деться. Что такое философия? Стремление к познанию себя, окружающего мира, своего места в нём и смысла всего этого. Никогда йога не ставила себе целью создание красивого тела (как для обложки глянцевого журнала). Задачи были куда более глобальными. Просто для решения этих задач, как составная часть личности, требовалось железное здоровье, т.е. оптимальная функциональность организма — когда всё в нём работает как часы. Это тонкий момент, он требует осознания.

Быть может, у вас и нет никакого желания вникать в философию йоги — и не вникайте, просто примите техники йоги как данность и начните использовать их. Они будут работать помимо ваших желаний. Результаты вы получите. Здоровье будет одним из них. Ну а среди других результатов будет, скажем так, немного изменившееся мировоззрение, поскольку вы научитесь лучше понимать и себя, и свои отношения с миром.

Если рассматривать картину в целом, то, помимо йоги, в философии индуизма различают ещё пять направлений:

  1. Санкхья
  2. Ньяя
  3. Вайшешика
  4. Миманса
  5. Веданта

Вряд ли в России вы будете заниматься каким-либо из этих учений — уж очень они специфичны и тесно связаны с индуистскими традициями, культурой и менталитетом. Разве что одно из течений веданты, адвайта-веданта, получило достаточно широкое распространение и во всём мире, и у нас. Но вернёмся к йоге.

Основой всей йоги, любых её течений считаются «Йога-сутры» Патанджали — один из самых древних письменных источников, дошедших до наших дней. В этом труде заключена вся суть — что такое йога, как она работает и что она может дать человеку. Йогу в традициях Патанджали принято называть классической йогой или аштанга-йогой. Основной принцип действия — достижение внутреннего безмолвия, контроль над своим умом. Это меняет и человека, и всю его картину мира. Никакие другие действия ничего не изменят в человеке.

«… писанного на древнем браминском языке, называемом санскрит…»

Способов достижения цели может быть несколько, поэтому на основе учения Патанджали развилось и оформилось несколько течений йоги, которые считаются традиционными:

  1. Карма-йога
  2. Бхакти-йога
  3. Джняна-йога
  4. Раджа-йога

Первые три вида йоги вы тоже вряд ли будете практиковать — они требуют полной самоотдачи, их идеями нужно проникнуться, и они весьма «духовны». В них нет милых западному уму физических упражнений, можно сказать, что это «служение» в полной мере. Однако, своих целей эти виды йоги достигают. (Интересующиеся могут обратиться к «Бхагавад-гите». Лучшими переводами считаются те, что выполнены непосредственно с санскрита на русский, например, Б.Л.Смирновым или В.С.Семенцовым.)

Что же представляет собой раджа-йога? Верно ли распространённое мнение, что это то же самое, что и классическая йога? Здесь нам не обойтись без новых понятий, появившихся на сцене истории в средние века — хатха-йога и тантра. В каких отношениях все эти течения находятся друг к другу — будем разбираться в следующей части.

Продолжение следует