Какие бывают йоги. Часть 2

24 Сен 2012

Часть 1

Йога — духовность или техника?

Сделаем небольшое отступление в историю Индии. Когда-то, давным-давно, задолго до нашей эры, неизвестно откуда на полуостров Индостан пришло племя ариев. Они покорили племена местных темнокожих аборигенов, но не истребили их, а ассимилировали в свою более развитую культуру. С тех пор индийское общество разделено на касты. Представители высшей касты, брахманы, являются хранителями традиций и знаний древней арийской (или даже доарийской?) цивилизации. От них пошла в том числе и традиционная, ведическая йога — все знаменитые и известные йогины прошлого и настоящего, от Патанджали до Кришнамачарьи, были из сословия брахманов (браминов).

Шивалингам — тантрический символ единения богов-супругов Шивы и Шакти, мужского и женского начал.

Но и в низших кастах (к которым, естественно, относились покорённые местные племена) продолжали жить свои вековые традиции, верования и ритуалы, связанные с культом Великой богини-матери. Из них, как считается, со временем и возник тантризм — учение о тантре, тесно связанное с телесными, чувственными практиками в противовес аскетизму учения брахманов. В течение нескольких веков йога и тантра существовали бок о бок, переплетаясь и заимствуя друг у друга многие элементы.  В тантру проникали методы и понятия йоги о работе с сознанием. Ну а в йогу из тантры пришли понятия о чакрах, мудрах, кундалини и тому подобном.

Соответственно, формировались и течения йоги, в которых техники классической йоги постепенно затуманивались тантрической эзотерикой: кундалини-йога, крийя-йога, лайя-йога, сахаджа-йога и т.п. Как-нибудь я напишу и о них, и о тантрических путях левой и правой руки. Пока же только советую не увлекаться пробуждением кундалини и открытием чакр. Те, кому это удалось, либо завидуют простым смертным всю оставшуюся жизнь, либо им уже всё равно (в буквальном смысле). Подумайте — стóит ли платить деньги «учителям», которые обещают пробудить или выровнять в вас какие-то «энергии», но сами понятия не имеют ни о них, ни о возможных последствиях…

Вернёмся к традиционным видам йоги, о которых мы говорили в первой части. Они достигали своей цели (молчания ума) верно, но уж очень медленно. Однако, в средние века с севера Индии из культа натхов и тантрических традиций просочились в йогу новые веяния, получившие название хатха-йога. Широко распространено мнение, что термин хатха состоит из двух частей: ха — солнце и тха — луна. И, якобы, хатха-йога означает гармоничное единение двух начал в человеке — активной энергии (солнце, янь, мужчина) и пассивной энергии (луна, инь, женщина). Красивое объяснение, но некорректное с этимологической и исторической точек зрения. Хатха (haţha) переводится с санскрита как усилие, упрямство, интенсивность. И, скорее всего, термин хатха-йога подразумевал более интенсивные, «форсированные» методы воздействия на организм, чем в традиционных направлениях йоги (карма-йога, бхакти-йога и джняна-йога).

Чакры — понятие хатха-йоги? Или тантры?

Методы хатха-йоги получили довольно широкое распространение, начали плодиться и размножаться вариации асан и дыхательных техник. Тогда же возник и термин раджа-йога, который был призван отличать традиции, основанные на классической йоге Патанджали, от новых традиций хатха-йоги. Так что, хотя сейчас раджа-йога и классическая йога считаются практически синонимами, термин раджа-йога был «прилеплен» к йоге Патанджали уже позднее, в средние века. Раджа означает — царь, повелитель. Ему не нужно завоёвывать добычу, он уже владеет всем. Целая вселенная уже имеется внутри каждого человека. Задача практикующего раджа-йогу — уподобившись царю открыть в себе возможность наблюдения и управления этой вселенной, повелевая своими слугами, телом и умом, и избегая страстей, ведущих по жизни обычного человека. (Кстати, по другой версии, термин раджа-йога появился как раз от санскритского раджас (страсть) и означал практику, направленную на усмирение власти ума через чувственность тела.)

Подобной неопределённостью и в терминах, и в практиках, и даже в хронологии характеризуется вся индийская философия. Это не западная наука, в которой достоверно зафиксировано, например, что в 1604 году Иоганн Кеплер открыл сверхновую звезду, а Галилео Галилей в 1609 году изобрёл телескоп, и оба они опровергли геоцентрическую систему мира, сделали знаменательные открытия в астрономии и положили начало развитию небесной механики. Восток — иное дело. Развитие и наук, и религий, и философских школ происходило там больше путём повторений и заимствований, чем путём противопоставлений и опровержений.

Таким образом, сейчас принято считать (но логически невозможно обосновать), что хатха-йога — это система практик для «ускоренной» подготовки физического тела к более «продвинутым» медитативным техникам работы с умом и сознанием. А поскольку под этими «продвинутыми» техниками подразумевают раджа-йогу, то и прижилось мнение, что хатха-йога — это её подготовительная часть (как бы, начальная ступень). В свою очередь, раджа-йога считается одной из разновидностей аштанга-йоги.

Если вспомнить, что аштанга-йога означает «йога восьми частей», упомянутых Патанджали в «Йога-сутрах», то становится понятным, откуда возникло ещё одно расхожее мнение, что будто бы четыре «низшие» части классической йоги  — это хатха-йога, а четыре «высшие» части — раджа-йога. Это типичное заблуждение — считать восемь частей аштанга-йоги последовательными ступенями развития и делить их на низшие и высшие. Все они присутствуют в практике йоги одновременно, но в разных соотношениях — в зависимости от уровня осознания практикующего. Вот такой винегрет в терминах. О том, что из этого получилось в наше время, в XIX-XX веках, поговорим в следующей части.

Продолжение следует