Какие бывают йоги. Часть 3

13 Окт 2012

Часть 1Часть 2.

Какие бывают йоги. Часть 3

Йога в наши дни — бесконечная профанация?

В 1858 году, после восстания сипаев, по «Акту о лучшем управлении Индией» британская корона взяла управление колонией в свои руки. В 1876 году королева Виктория была провозглашена императрицей Индии. Для Индии началась новая эра — период активного проникновения с Запада новых идей и технологий. Что могла Индия дать Западу помимо драгоценностей, пряностей и прочих материальных богатств, активно вывозимых в метрополию? Конечно, экзотические и таинственные учения древности, среди которых наиболее известны аюрведа и йога. Все распространённые ныне у нас направления йоги пошли от учителей, много учившихся и путешествовавших по Индии и Тибету, но позднее, так или иначе, подвергшихся влиянию западного мира.

Чем похожи и чем отличаются все эти современные течения? И можно ли вообще называть это йогой? Во второй части мы выяснили, что классическая аштанга-йога в средние века была основательно «взбаламучена» тантристскими влияниями. Никакого единства в рядах последователей Патанджали не было — в каждой местности практиковали «свою» йогу, в той или иной мере основываясь на первоисточниках.

Попытки систематизации и реформаторства йоги происходили всегда. Например, в конце XVI века Виджнянабхикшу пытался синтезировать опыт разных направлений йоги. А в первой половине XX века Шри Ауробиндо со своим учением интегральной йоги намеревался создать справедливое общество в одной отдельно взятой коммуне. Если ранее такие попытки не могли быть успешными в силу государственной разрозненности Индии, то в наше время, с развитием коммуникаций, возможностей для интеграции стало значительно больше, но, увы, перевесила обратная сторона глобализации — политика и бизнес. С двадцатого века йога становится товаром на экспорт, порою принимая совсем уж оккультно-эзотерические формы, как например, агни-йога супругов Рерихов.

Приведу лишь самые известные школы йоги, сформировавшиеся в Индии в прошлом веке…

Какие бывают йоги

Свами Шивананда Сарасвати

Шивананда-йога — одно из самых интересных направлений в современной йоге. Основатель школы, Свами Шивананда Сарасвати (1887-1963), изучал западную медицину, работал врачом. В своём подходе к йоге сочетал духовность, служение, медитативные техники. В «Золотой книге йоги», которую ученики составили по материалам его лекций, описывается около 60 видов йоги! Шивананда написал более 200 книг, основал «Общество божественной жизни» в г. Ришикеш. Сам практически не путешествовал. Зато один из его учеников, Свами Вишнудевананда (автор книги «Полный иллюстрированный учебник йоги»), широко распространил этот стиль на западе. Другой ученик, Свами Сатьянанда Сарасвати, основал известную бихарскую школу йоги, где сформировалось направление сатьянанда-йоги и многие интересные практики ментальной релаксации, в т.ч. йога-нидра.

Какие бывают йоги

Свами Дхирендра Брахмачари

Школа Дхирендра Брахмачари берёт своё начало от Шри Махариши Картикейя, прожившего, как считается, триста лет (середина XVII в. — 1953 г.). Уже один этот факт придаёт оттенок таинственности и эффектности всей методике школы. Усиливают это впечатление довольно экстравагантные, на западный взгляд, техники очищения. Свами Дхирендра Брахмачари (1925-1994), будучи учеником Картикейи, также был малоизвестен на западе, передавая свои знания ученикам на родине. Но среди них были такие известные личности, как Джавахарлал Неру и Индира Ганди. Йога в стиле Дхирендры Брахмачари больше всего известна, пожалуй, благодаря его книге «Йога-сукшма-вьяяма». Традицию продолжает и пропагандирует её на Западе Бал Мукунд Сингх, неоднократно приезжавший и в Россию.

Какие бывают йоги

Шри Тимуралаи Кришнамачарья

Шри Тимуралаи Кришнамачарья (1888-1989) — создал свою школу при дворе майсурского махараджи, немало позаимствовав из упражнений английских солдат и индийских борцов. Вот уж где расцвели пышным цветом методы хатха-йоги, породив неимоверное количество вариаций асан и дыхательных техник. Кришнамачарья известен как активный популяризатор йоги на родине. Его ученики, Б.К.С.Айенгар и Паттабхи Джойс, сделали блестящие карьеры по распространению на Западе собственных наработок, известных, соответственно, как айенгар-йога и аштанга-виньяса-йога. Наиболее же адекватно стиль Кришнамачарьи продолжил его сын Дешикачар в так называемой, вини-йоге.

Чем ближе к нашим дням и чем дальше от Индии, тем меньше в различных школах йоги остаётся собственно от йоги. Кто помнит о принципах классической йоги, сформулированных Патанджали? Где практикуют методы, изложенные в Йога-сутрах? На Западе сплошь и рядом за йогу выдаются либо учения крайне «духовного» толка (как, например, сиддха-йога Свами Муктананды), либо едва прикрытая экзотическим налётом гимнастика (как, например, йога 23 Сидерского).

Тут уж мало кого волнует, что происходит с сознанием во время практики — ведь девиз западного человека: «Быстрее. Выше. Сильнее.» Времени у нас мало, а результат нужен побыстрее. Вот и получается вместо асан (поз для обуздания ума) — бесконечная гонка за сложностью и количеством упражнений физических. А вместо пранаямы (обуздания праны) — столь же безумное (и бездумное) количество вариаций упражнений дыхательных. Всё это прикрывается названием хатха-йоги и выдаётся за развитие традиционной йоги Патанджали.

Выводы неутешительны. В 99 случаях из 100 всё, что вы встретите в современном мире под названием йоги, является её профанацией. Практически все известные ныне школы йоги созданы не более 70 лет назад, а техники классической йоги в них либо искажены, либо забыты напрочь. Пока есть спрос на индийскую экзотику — будет плодиться и многообразие фальшивок под вывеской «йога». А спрос будет всегда, потому что в глубинах подсознания каждого западного человека таится глубокая неудовлетворённость от отсутствия гармонии с этим миром и с самим собой.