Лень. Оптимистическая трагедия.

13 Мар 2013

Как сказал один мой друг — Лень встаёт за 5 минут до моего пробуждения и ложиться спать через 5 минут после того, как я засну. Мне эта фраза показалось чрезвычайно близкой к истине и также чрезвычайно грустной … потому что про меня. Был ленивым сколько себя помню. По ряду причин (так я себе объясняю), которые в общем случае не так важны. Жить с этим тяжело, а часто просто невыносимо. Смотреть, как мимо проезжают товарные составы упущенных возможностей, не сделанных дел, мечтаний, так и оставшихся в прекрасном, романтическом «далёко». Мой Учитель по БИ, заодно преподававший тибетскую медицину и тибетскую же философию, утверждал, что по ихним, тибетским понятиям, лень и зависть — два неизлечимых заболевания и уж если подхватил где эту заразу, то привет, можно начинать писать письма мелким почерком. А тут ещё и йога образовалась. И как назло, оказалось это занятие интересным до невозможности. Занятии на третьем-четвертом, лёжа в шавасане, под мерный голос Учительницы отъехал так далеко, что выйдя из класса, глупо улыбался до самой постели и ещё половину следующего дня. Ну как тут не влюбиться ?! Я и влюбился … Но Любимой же надо угождать, уделять внимание ! А я — инвалид немощный, пока палками не погонят, сам никуда не двинусь. Занятие в группе раз в неделю, дома с горем пополам ещё раз, в общем никакого достиженья-постиженья, понимаешь, сплошное расстройство замешанное на самобичевании. Заставлять я себя давно бросил, гиблое дело, напоминает маятник — долго тянешь себя в одну сторону, а когда силы заканчиваются, отпускаешь и летишь в обратную, стремительным таким домкратом и улетаешь ещё дальше, чем находился изначально. Насилие еще никого к добру не приводило ! Да и болевой порог от постоянного само-понукания со временем повышается до заоблачных высот, так что ничего уже не берёт.

Но, случилось чудо, хоть по началу таковым и не выглядело. Скорее от отчаянья и презрения к своей никчёмной тушке пришлось согласиться — всё это не про меня, есть конечно где-то Патанджали, Лао-Цзы, Доны Хуаны всякие, а ты, дружок, валяйся на печи и кисни, ибо неизлечим. В то же время ощущения от нидры на уроке возвращали меня каждый раз в то самое дивное состояние. И я встал перед вопросом — может что-то я всё-таки могу сделать ? Ну хоть что-ни-будь ?! Что-то такое, что и деланием не будет, чтоб Лень-матушка ничего не заподозрила ? И нашлось «что-ни-будь». Уже лёжа в на печи (в кровати то бишь), уходил в шавасану, гулять по телу, и оказалось, что это действительно не вызывает у Её Величества никаких возражений. Правда был и побочный эффект — вместо сна наступала бодрость и всё то же придурковато-добродушное настроение из-за чего спать стал меньше, на работу опаздывать и т.п. Но принцип уяснился — вплести релаксацию в существующий распорядок дня так, чтоб комар носа не подточил. Как говорил Сунь-Цзы — не можешь взять нахрапом, бери хитростью, голь на выдумку хитра. И стал я «отключаться» везде — в электричке полчаса в одну сторону, полчаса в другую, все в свои утренние новости уткнулись, меня со съехавшими к переносице глазами никто в упор не видит. На остановках, в очередях — тадасана. Если ехать не долго, то можно и пёхом — на ходу, по знакомому маршруту, как оказалось, тоже можно отрубать «навигатора», полностью уходя в ощущения тела или созерцание. Так за день, часа полтора-два набегало (в худшем случае), незаметно ни для меня ни для этого паразита. В итоге (промежуточном естественно кроме способности «отходить в мир иной» где не попадя, образовались ещё вагон и маленькая тележка ништяков и плизиров в виде большого (количественно, а в последствии и качественно) опыта созерцаний лиц, событий, облаков, деревьев и пр.; самообразовавшихся практик, как например ощущение «Мы», если идти в толпе с выключенным внутренним диалогом, оставив только это «Мы»; созерцание тёмного неба или того что «за ним», если быть точнее, дало ощущение понимания (не уверен насколько оно близко к истине) Патанджалиевского «сосредоточения на Бесконечном»; стояние в очередях в частности и ожидание в общем превратилось из «скрежета зубовного» в кучу свободного времени, которое больше не надо ничем наполнять, скорее опустошить по максимуму; понимание и принятие себя «так как есть» — больным, апатичным, неуверенным, невнимательным, ленивым, невоздержанным, невежественным, неудачливым, ветреным, эх, всё правда  … и так далее. А главное — Лень-то, так и не очнулась ! И оказалось, что не всё так безнадёжно, даже для таких безнадёжных как я ! В последствии, когда по наводке alexyoga, прочёл великолепное — «Йога. Искусство коммуникации», то и асаны пошли, хотя кто бы мог подумать ! И Йога-Сутры прочлись совершенно по-другому, уже как откровение, а не как сказочка о мифических свершениях таких же мифических героев. А начиналось то как ? С отчаянья. Прям как сказанноздесь: «Поистине, человек приступает к изучению [средств] освобождения вследствие [возникающей в нем] устраненности. Устраненность же бывает … от печали и подобных [эмоциональных состояний]», как бы издевательски это не звучало.

Отсюда мораль — не стоит спешить списать себя, слабого, обессилившего, безнадёжного, ведь «не мытьём так катаньем» или «всё равно его не брошу, потому что он хороший» (С).

АвторfelixS
ТемаЛень. Оптимистическая трагедия.