Разделение йоги Патанджали на раджа и хатха

20 Дек 2013

Проблема в том, как передать всё в одной схеме, чтобы это было понятно.

Я полагаю так:

Для йоги во времена Патанджали асана (дословно «сидение») — сидячая медитативная поза, поэтому он не находит нужным описывать асаны подробно, в немеблированной Индии каждый знал, как можно удобно сидеть на полу. Никакой хатха/раджа тогда ещё не было (видимо, была «раджа», но её так никто тогда не называл).

Для средневековой йоги усложнённые и более разнообразные асаны из средства подготовки к медитативным стали самостоятельным и полноценным путём практики, несколько отделившимся от исходного. Здесь и возникает терминология хатха/раджа, но с таким предупреждением, что хатхи не бывает без раджи. Т.е. отличие между ними должно быть только в том, что хатха использует очень разнообразные асаны и дыхательные техники с простыми методами концентрации и медитации (в основном на форме этих самых асан или на дыхательных упражнениях), а раджа использует простейшие асаны с более изощрёнными методами работы с психикой. То есть хатха-раджа рождаются не из разделения системы Патанджали пополам, а из акцентирования отдельных её элементов — без отказа от всех остальных.

Автор: Mykola
ТемаКнига по Классической йоге для начинающих