Шаткармы

28 мая 2013

Работая над текстом от Бихарской школы йоги, некоторое время пребывал в недоумении от значения, которое придают они шаткармам. Как ни странно подтверждение моей гипотезы нашёл в журнале, издаваемом этой же школой, в статье о происхождении шаткарм (англ.) Кратко опишу суть.
Факты:
1) Очистительные процедуры, будучи достаточно древними и широко используемыми в Аюрведе, вовсе не упоминаются в древних текстах йоги: ни в Упанишадах, ни в Йога-сутре, ни в каких-либо ранних комментариях к ней, ни в текстах, приписываемых Горакшанатху. Также о них нет ничего в Бхагавад-Гите и в знаменитом комментарии к ней Джнянешвари (13 в.)  И только поздние комментаторы Йога-сутры (Нараяна Тиртха в «Йога Сиддханта Чандрике») делают явно вымученные попытки привязать шаткармы к предписанию о чистоте — шауча.
2) Наиболее ранние упоминания очистительных процедур в текстах о йоге выражают негативное к ним отношение (в Шива-Самхите и Сиддха-Сиддханта-Паддхати)
3) Первые рекомендации по использованию шаткарм в сочетании с техниками собственно йоги встречаются в текстах не ранее 15-17в.
Выводы:
— Шаткармы йоги определённо происходят из аюрведической панчакармы и не имеют никакого отношения к классической йоге.
— В йоге им начали придавать мистическое значение и значительно исказили традиционные предписания по их выполнению.

АвторMykola
Тема«Чистка» от «шлаков»