Внутренняя сущность асан

6 Мар 2013

Акцент на культивирование в асанах отсутствия ощущений возник отнюдь не в последнее время и не на ровном месте, он явился результатом как моей собственной долгой практики, так и многолетнего наблюдения за практикующими самые разные «стили» йоги. Логика этого акцента элементарна, привожу ее.
Функционируя в повседневности человек делает массу вещей и решает необозримое количество задач, тем не менее абсолютное большинство самых разных физических действий (кроме тяжелой работы, случайных экстремальных ситуаций, спорта рекордов и экстрима) реализуется так, что в теле НЕ возникает ощущений, которые привлекали бы наше внимание. Напротив – явные ощущения говорят либо о перегрузке, либо о внутренних проблемах организма, либо о новизне выполняемой работы.
Начинающий хатха-йог (впрочем как и продолжающий) должен тем более избегать явных ощущений (не говоря уже о неприятности и боли), что он делает с телом нечто незнакомое последнему. Такой подход есть распространение усвоенной каждым с младых ногтей бессознательной техники физической безопасности на новый вид деятельности, каковым является для новичка практика асан.
На каком-то этапе собственных занятий для меня стал актуальным вопрос: а когда, собственно, должна начаться йога как таковая, в качестве читта вритти ниродхо? Ясно, что яма-нияма, будучи реализованы в повседневности, не могут осуществляться при молчании ума. Понятно опять же, что пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи являются этапами все более усиливающегося ментального торможения, завершающегося в полной бессознательности – асампраджнята самадхи. Пранаяма также усиливает качество ментального покоя, получаемого в асанах. Следовательно именно в асанах такой первичный покой уже должен иметь место, и по этому поводу Сутры гласят: II. 47. При прекращении усилия /или/ сосредоточении на бесконечном… Опущенная часть предложения: /асана/ достигается («Классическая йога», ППВ, М., 1992, пер., введ., комм. и реконстр. системы Е.П.Островской и В.И.Рудого, с. 143)
Ясно, что при работе в зоне ДОПУСТИМОЙ (не повреждающей) формы и нагрузки в теле нет ощущений (и дискомфорта) как от мышечного усилия, так и от формы. Все что происходит с телом НЕ выходит в восприятии (и НЕ должно выходить при систематической физической деятельности – разовая – ладно, это организм перетерпит) за типовые рамки, как если бы я, скажем, мыл посуду или неторопливо гулял по улице. Это подразумевается неосознанной техникой физической безопасности, распространяющейся на ВСЕ типовые действия человека. Откуда здесь могут взяться какие-то новые, заметные, воспринимаемые сознанием ощущения в руках или ногах? Конечно их нет, а если бы они возникли, я бы серьезно задумался: что это со мной? Если все в порядке со сложностью формы и величиной усилия, то КАКОЕ-ТО КРИТИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ я просто их НЕ воспринимаю. Что вовсе не означает их отсутствия! Все эти требования жизненной ТБ должны быть распространены и на асаны, практика которых также систематична и ежедневна, как ходьба, еда сон, ets. Мы стараемся идти по улице лучше? Лучше ЧЕГО можно идти? И как? Дышать ЛУЧШЕ, спать ЛУЧШЕ, лучше вставать, садиться, двигаться? Лучше чего? И как?
Вопрос: почему новички пытаются сделать асану лучше, нежели она сегодня получается, чем позволяет физическое состояние? Потому что они исходит из внушенной книжками (людьми) идеи, что показанная на картинке поза и есть йога. Но за картинкой и тем более идеей может стоять что угодно – врожденная гибкость, десятилетия тренировок, молодость, специальные ухищрения, желание выделиться, зашибить деньгу и т.д.
Сутры говорят, что асана достигается при сосредоточении на бесконечном, чего в любых действиях повседневности не бывает. Следовательно состояние сознания в повседневности и асанах должно быть СОВЕРШЕННО РАЗЛИЧНЫМ.
Как можно сосредоточиться на бесконечном? Только в том случае, когда ты замираешь, отказываешься от какой-либо работы тела и сознания, в том числе в асанах. А что означает подобный отказ? Конечно релаксацию! И тела, и сознания.
Что же получается? Да все очень просто: вошел в асану, принял доступную сегодня для себя ее форму и расслабил тело. Причем форма такова, чтобы избежать любых явных (не говоря уже о неприятности или боли) ощущений. Таким образом физическая ТБ соблюдена. Если в принятой форме ощущения не уходят – форму следует упростить, это ясно, как дважды два.
Теперь сознание: сосредоточение на бесконечном можно понять только как сосредоточение ни на чем, то есть спонтанная ментальная деятельность (при отсутствие ощущений в теле) останавливается, это и будет ЧВН, ментальная релаксация, молчание ума. Как это сделать? Напомню изречение Лао Цзы: — Как сделать мутную воду чистой? Оставьте ее в покое и она отстоится.
Условием молчания ума в асанах является ОТСУТСТВИЕ всякого волевого управления телом, в том числе – его формой. Надеюсь ход мысли возражений не вызывает? КАК очистить ментальное пространство в каждом конкретном случае мы разбирать здесь не будем, это уже другой вопрос, завязанный на особенности восприятия, физического состояния и т.д.
Итак, если мы не можем опровергнуть вышесказанное (а оно вытекает из первоисточников, логики и личного опыта), то как это стыкуется с тем, о чем, по словам Федора, пишут авторитеты: наблюдайте за…», «сосредоточтесь на…», «почувствуйте…», «синхронизируйте…», «обратите/удерживайте внимание на…» и т.д.?
Мой ответ: никак! Не стыкуется! Я считаю, что все, кто говорит здесь о контроле — ОШИБАЕТСЯ!Поскольку когда КТО-ТО делает ЧТО-ТО – наблюдает ясным сознанием, синхронизирует, старается сделать лучше – это НЕСОВМЕСТИМО ни с покоем тела и ума в частности, ни с ЧВН тем более. Понимание человеком западного склада текстов йоги, где в каком бы то ни было виде говорится о контроле, на мой взгляд содержит опасную погрешность: на самом деле речь идет о сохранении условий, при которых спонтанно развертываются системные процессы, протекающие вне сферы восприятия и компетенции разума. Я нахожу, готовлю, кладу в рот, жую и глотаю пищу (мое действие), но переваривается она автономно, за это отвечают механизмы, неизмеримо более древние, нежели сознание. И для того, чтобы этот процесс происходил как надо, нужно только одно: после акта глотания не мешать ему! Это один из принципов йоги — создавать условия для включения и протекания процессов, которые осуществляются в человеке (и не только!), но неподвластны ему впрямую. Подлинная йога есть искусство КОСВЕННОЙ РЕГУЛИРОВКИ!
Отсутствие ощущений при глубокой релаксации тела и ума НЕ есть сенсорная депривация! И не вызывает таковой, напротив, в состоянии ментального торможения тело воспринимается очень глубоко и тонко, как только необходимое ЕМУ, телу, оптимальное время выдержки асаны заканчивается, практикующий ощущает начало утраты ментального покоя и выходит из позы.
Если торможение более существенное, тело, действительно, можно «вообще «отрезать» от сознания, но это достигается только в глубокой медитации, что я частично проходил на себе и видел на других. Но НЕ ЭТО убедило меня в том, что именно ТАКОЙ режим выполнения асан – в состоянии глубокой ментальной релаксации – и есть ТО САМОЕ, о чем говорил Патанджали и что побудило людей сохранить йогу в веках как великое чудо. Работая с самыми разными больными (так сложилось само по себе много лет назад) я увидел на людях (с очень большими двигательными и другими ограничениями), которые просто НЕ могли по состоянию здоровья стремиться к совершенству формы, что основной эффект дает НЕ такое старание, не степень нагрузки либо «правильность» формы, но только релаксация сознания! Если человек въезжал в этот момент – без разницы ЧТО из асан при этом выполнялось! — через какое-то время он выздоравливал! Возвращался к оптимальному для себя состоянию психосоматического равновесия. И когда я стал все это анализировать, стало ясно что НЕТ и НЕ МОЖЕТ БЫТЬ того, кто возьмет и лично очистит воду, убирая из нее муть. Надо создать условия, чтобы вода (ум) отстоялась и стала прозрачной – грамотно оставить ее в ПОКОЕ!
Всем известно что в обращении встречаются фальшивые купюры – например стодолларовые – так похожие на настоящие, что их можно отличить только с помощью специальной аппаратуры. Различие не воспринимается глазом, так? Но ведь оно есть, и существенное! Или, скажем, стразы, фальшивые драгоценности, которые тоже не отличить от настоящих. К чему я это говорю? А к тому что асаны, выполненные в обычном состоянии сознания — это один эффект, позитивный, не спорю, но с размерностью воздействия обычной физухи. А когда асаны выполняются в относительном молчании ума – эффект совсем иной, на порядок выше! Практика в ТАКОМ ключе решает ТАКИЕ проблемы человека и его бытия, до которых никакая физуха НЕ дотянется! Йога, с самого начала следующая в русле культивирования ЧВН (которую я называю традиционной или классической – как хотите) дает такие следствия, которые никогда и ничем не добиться ни больным, ни здоровым. И суть ее адски проста: создание условий, при которых специфическая физическая работа (асаны) при заторможенном сознании (молчании ума, ментальной релаксации) запускает режим глубокого очищения, восстановления и самонастройки системы, в том числе и на высшее. У больных это очень заметно, у здоровых – не так выражено и быстро, однако данная практика со временем в корне изменяет любого человека и его жизнь. Грубо говоря, самонастройка имеет этапы: сначала приходит в порядок (становятся такими, какими они должны быть у данного субъекта от природы – насколько это возможно при наличной степени износа и повреждений) тело и нервная система. Затем наступает очередь психики и души – это уже совсем иная песня, отнюдь не быстрая. Ну а сиддхи самого разного калибра сопутствуют ходу самонастройки.
Когда я врубился в суть происходящего, то стал ясен когда-то странный пассаж ССС: концентрация внимания не может быть волевым актом, она случается спонтанно только в глубоком расслаблении тела и ума.
Нет в асанах неконтролируемых «улетов», человек может сказать что в них он как будто видит сны – это свидетельство хорошей степени расслабления ума, но потери себя не бывает.
И блаженства тоже нет – один прозрачный покой.

Автор: Виктор
Тема: Наблюдение за дыханием и ощущение тела в асанах