Откуда в современной йоге столько асан

7 Дек 2012

«Под старость спохватятся.
Женщина мажется.
Мужчина по Мюллеру мельницей машется.»
В.В.Маяковский, 1922 г.

Любой человек, хотя бы немного знакомый с йогой, знает — что такое áсаны. Это те самые разнообразные позы, которые выполняются йогами для укрепления …, для развития …, для соединения …, для получения … в общем, без них и йога-то не йога. Чем ближе к нашему времени, тем большее разнообразие асан появляется в обиходе йоги:

  • «Йога-сутры» Патанджали (II век до н.э. — IV век н.э.) — названий асан нет вообще.
  • «Хатха Йога Прадипика» Свами Сватмарама (XV век) перечисляет 15 асан.
  • «Гхеранда Самхита» (XVII век) Гхеранда указывает 32 асаны, которые «можно использовать людям в этом мире».
  • «Йога Дипика» Б.К.С.Айенгар (1965 г.) — детально описывает 200 асан.
  • В 1983 году Дхарма Митра составляет в дар учителю постер с фотографиями 908 асан.

Вы никогда не задумывались над тем — откуда в современной йоге взялось такое бешеное количество асан?
Самыми эффектными и сложными позами поражают воображение новичков посвящённые йоге сайты и глянцевые журналы.
[spoiler title=»Первое правило рекламы — модель должна улыбаться…» style=»1″]

Обложки журналов Yoga Journal:
Архив журналов Yoga Journal[/spoiler]

Но отвлекитесь на секунду от названий и антуража, забудьте о том, что перед вами «йоги»… На что тогда будет похоже это зрелище? Акробат в цирке? Гимнастка на выступлении? Уличная танцовщица?

Ярмарочные представления

Реклама ярмарочного гимнаста в Англии XIX в.
Теперь это называют так: Урдхва дханурасана, Адхо мукха врикшасана, Гандабхерундасана.

Да, именно такие ассоциации и вызывали подобные представления у непритязательной западной публики вплоть до XIX века. Но вот только ни о каких асанах и речи не было. Это называлось конторсией (англ. contortion — извивание, скручивание) — номерами и трюками, основанными на гибкости и гиперподвижности суставов. В Европе и своих исполнителей подобных фокусов хватало — циркачи, гимнасты и акробаты всегда были традиционным развлечением на ярмарках. Иногда заезжали и гости с Востока, которых называли йогинами (йогами) или факирами. То были аскеты и бродячие артисты, которые принимали замысловатые позы, всячески изнуряли свою плоть, ходили по углям или лежали на гвоздях. Подобные занятия почитались уделом низших слоёв общества во всём мире. Йоги в те времена были в глазах благочестивых европейцев кем-то вроде балаганных шутов с примесью языческого мистицизма.

Уличный факир, хатха-йог

Ортодоксальные индуисты презирали их, и британские жители Индии искоса смотрели на всех, кто имел дело с «этими грязными парнями йогами»

Что же тогда такое была йога на своей родине, в Индии? А была йога философским учением, передававшимся из поколения в поколение в высшей касте брахманов, причём учением весьма неоднородным и раздробленным — в каждой индийской провинции практиковались свои толкования Вед (самых древних священных писаний индуизма на санскрите). В средние века (начиная с XIII в.) йога была основательно «разбавлена» тантристскими влияниями — то было начало расцвета хатха-йоги. Именно к тому времени относится упоминание тех самых двух-трёх десятков «древних» асан (кстати, сильно отличающихся от современных асан с теми же названиями). Но не более. Никому и дела не было до того, чтобы выдумывать новые позы для тела на пути духовного развития. К XVIII веку хатха-йога пришла в полный упадок вместе со всем своим богатым арсеналом средств, куда, помимо асан, входили мудры, бандхи, шаткармы (очистительные практики).

Свами Вивекананда

Свами Вивекананда (1863-1902)

И вот наступает XIX век — развитие мировых монополий, становление империализма, расширение колониальных владений, вывоз капитала… и сопутствующее развитие культурных связей между странами. В 1893 году Свами Вивекананда с оглушительным успехом выступает на Всемирном парламенте религий в Чикаго (США). Это событие считается началом широкого интереса к индуизму (к веданте, к йоге) на Западе. Но заметьте, ни о каких асанах речи не идёт! Они даже не упоминаются ни в лекциях, которые читают первые индийские миссионеры, ни в книгах о йоге, издающихся повсюду в Новом свете. Более того, общепризнанные мировые авторитеты (такие как Вивекананда) от асан в йоге открещиваются! Вы ведь помните, что эти «неподобающие» позы и хатха-йога в целом считались уделом бродячих артистов и подозрительных мошенников-факиров. А ведь йогу пытались представить Западу как «цветок индийской культуры». Так что ассоциации асан с вульгарными развлечениями прочно удерживали их «за рамками экспорта йоги».

Откуда же, буквально спустя четверть века, в транснациональной йоге вдруг появляется столько асан? И не просто появляется, а прочно закрепляется в сознании миллионов новых поклонников установка, что главное в йоге — это асаны. Как свершился такой быстрый и кардинальный переворот в понятиях? Почему вдруг йога для западного мира предстала (и остаётся по сей день) в постуральном обличье (англ. posture — поза, положение), т.е. практикой принятия различных поз?

Объяснение этому — мода, охватившая Запад в XIX-XX веках, мода на здоровое и красивое тело. Появилась она вместе с развитым капитализмом и охватила буквально все слои общества, от рабочих и мелких служащих до аристократов и олигархов. В прежние века никому и в голову не приходило культивировать своё тело — крепостным крестьянам было не до того, у правящих кругов были развлечения и поинтереснее. Почему стали столь популярны гимнастика, бодибилдинг, атлетизм — тема для отдельной статьи. Но это был свершившийся факт. По всей Европе и Америке, как грибы, множились гимнастические залы и клубы здорового тела. Разнообразные системы физической подготовки вводились в программы обучения школьников, студентов, солдат, благородных девиц и т.д.

Гимнастика Линга

Гимнастика Линга на фестивале в Лейпциге, 1913 г.

 

Гимнастика Буха

Гимнастика Буха в Дании, 1925 г.

 

Журнал "Здоровье и сила", 1935 г.

«Лучшая фигура британских островов» демонстрирует растяжку в популярном физкультурном журнале, 1935 г.

Мировой след в вопросах здоровья и фитнеса оставил основоположник современного культуризма Евгений Сандов, сделавший словосочетание «физическая культура» бытовым и обыденным:

Евгений Сандов

Евгений Сандов (1867-1925)

 

Все эти системы, пропагандирующие лозунг «в здоровом теле — здоровый дух», начали пользоваться громадной популярностью и в Индии, где возрождалось национальное самосознание после многих веков колониального гнёта. В Индии появляются свои национальные герои — культуристы, борцы за свободу и независимость. Будучи воспитанниками западных школ физической культуры, они, тем не менее, привносили в свою практику и национальные черты, а многие явно контактировали с известными учителями йоги того времени. Таким образом, постепенно формировалась современная практика асан — она вобрала в себя многие течения западного физкультурного движения, ассимилировала их с практиками хатха-йоги и «продала обратно западным читателям как чистейшее выражение индийской физической культуры».

[spoiler title=»Эффект пиццы…» style=»1″]

Вы знаете, что такое пицца? Да, правильно — популярное во всём мире блюдо итальянской кухни. А известно ли вам, что у себя на родине это блюдо вовсе не было таким знаменитым, оно считалось весьма простым и незатейливым, и на него даже посматривали свысока, как на пищу бедняков. Популярной пиццу сделали итальянские эмигранты в Америке, которые усовершенствовали технологию её изготовления. Итальянцы в Италии тогда «очнулись», сменили презрение к пицце на «национальную гордость» за неё и объявили американскую уже по сути пиццу своим исконным достоянием. И теперь продают это блюдо миллионам американских туристов под ярлыком «authentic pizza» — настоящая пицца.

Такой оборот дел был назван «эффектом пиццы».  Подобных примеров в истории — множество.
Современная йога — также результат «эффекта пиццы». Исконная йога, будучи практически забытой и похороненной на родине, возродилась и до сих пор набирает популярность во всём мире после того, как её методы были урезаны, модифицированы и интегрированы с западной физической культурой. На Западе этот синтетический продукт получил широкое распространение под названием «йога» и в этом виде вернулся на родину, в Индию, где и получил статус «национального достояния».
[/spoiler]

 

К.В.Айер (1900-1980)

Среди этих выдающихся личностей, совершивших революцию в физической культуре Индии, особого внимания заслуживает К.В.Айер (Professor K.V.Iyer). Почему? Во-первых, он был одним из первых ярких экспериментаторов, добавившим методы хатха-йоги в практику западного культуризма и гимнастики в целях формирования здорового и сильного тела. А во-вторых, одним из его «клиентов» был уже знакомый нам Кришнараджа Водеяр IV, махараджа Майсура, который финансировал строительство гимназиума для атлетических занятий в своём дворце.

Этот гимназиум находился вплотную к школе йоги Шри Кришнамачарьи! В связи с этим будет очень любопытно проследить влияние культуризма и бодибилдинга, пропагандируемых Айером, на ту новую систему «йоги», которую создавал здесь Кришнамачарья. Об этом и о том, как эти влияния прослеживаются у его учеников — Б.К.С.Айенгара, П.Джойса, Индры Деви и других — поговорим в следующей части: «Тайна Майсурского дворца-2″…

Статья написана по материалам книги Марка Синглтона (Mark Singleton) «Тело йоги. Истоки современной постуральной практики», перевод которой на русский язык осуществлён «Лабораторией интеллектуального сопротивления«. Это глубокое академическое исследование любопытно будет прочесть тем, кто попал под влияние современной рекламы и занимается «йогой Айенгара» или «аштанга-виньясой», не подозревая о том, что именно лежит в основе этих школ индийской гимнастики.

«Несмотря на повседневные апелляции к традиции индийской хатха-йоги, современная постурально-ориентированная йога не может в действительности считаться прямым наследником этой традиции.»

 

Продолжение следует