Тайна Майсурского дворца-2

14 Дек 2012

Предыстория в постах:
«Откуда в современной йоге столько асан»
«Тайна Майсурского дворца«

Yoga BodyИтак, в продолжение темы о многообразии физических упражнений, привнесённых в йогу из гимнастики и выдаваемых теперь за асаны, поговорим снова о Майсурском дворце, где под патронажем Великого раджи Кришнараджа Водеяра IV бок о бок существовали школа гимнастики Айера и школа йоги Кришнамачарьи. Как мы увидим далее, термин «йога» здесь весьма условен — профессор Айер использовал в своей системе методы хатха-йоги, а брахман Шри Кришнамачарья, в свою очередь, заимствовал многие наработки атлетической гимнастики, закладывая основы современных транснациональных стилей постуральной (основанной на позах) практики, среди которых наиболее известны  аштанга-виньяса йога и айенгар-йога.

К.В.Айер из Бангалора, столицы майсурского княжества, в 30-х годах прошлого столетия был весьма известной личностью в международных атлетических кругах. Он являлся поклонником и последователем  Е.Сандова, часто публиковался на страницах популярных журналов о физкультуре и спорте, сам издал несколько пособий и книг, добившись весьма впечатляющих результатов. В своей книге «Идеальное телосложение» («Perfect Physique», 1936 г.) он приводит собственные фотографии, сделанные через 6 месяцев после начала занятий и через 15 лет:

июнь 1921 г.

июнь 1921 г.

июнь 1936 г.

Айер — не только атлет и «самый прекрасно развитый человек Индии» (по его же собственным словам), что демонстрируют его позы в стиле древнегреческих героев, но и проповедник упражнений хатха-йоги, «древней системы телесного культа» (опять же, по его словам). Подобные высказывания приводятся в его книге «Культ мышц» («Muscle Cult», 1930 г.), где он развивает свою систему по культивированию идеально здорового человека будущего. Совершенно очевидно, что понятие асаны он использует не в классическом варианте (удобная поза, в которой прекращаются всякие движения — от физических до ментальных), а трактуя их как «специальные индийские средства» по исправлению и дополнению методов западной физической культуры. Сравните методы и цели классической йоги с рекламой Айера:

«С помощью йога-терапии  я вылечу заболевание, даже если оно считается хроническим, и сделаю вас удивительно мускулистым и сильным самым научным, практическим и быстрым способом из всех возможных.»

После перенесённого инсульта в числе клиентов Айера оказывается Кришнараджа Водеяр IV, который отныне станет его спонсором и покровителем в деле распространения физической культуры и оздоровления нации. Махарадже Майсурского княжества посвятит Айер свою книгу «Телосложение и фигура» («Physique & Figure», 1940 г.), а тот милостиво порекомендует её своим подданным:

[spoiler title=»Титульные страницы книги…» open=»0″ style=»2″]

от Айера:

Моему милостивому королю и покровителю, его высочеству Шри Бахадур Кришнараджендра Вадияру, махарадже Майсура, эта книга почтительно посвящается…

Physique & Figure, 1940 г.

от махараджи гражданам Сагара:

Я предлагаю вам принять это от меня, поскольку гораздо лучше постепенно формировать здоровые тела, противостоящие болезням, чем продолжать прежний образ жизни, открывающий им прямой доступ к вашим телам, и потом пытаться избавиться от них при помощи лекарств.

[/spoiler]

К 1933 году, когда в Майсуре при дворце открывается йогашала (школа йоги) Шри Кришнамачарьи, Айер уже давно является признанным авторитетом в вопросах физического воспитания членов королевской семьи и кумиром всей индийской молодёжи, а в крупных городах княжества (и в Майсуре, и в Бангалоре) действуют его гимнастические залы:

Гимнастический зал Айера

Кришнамачарье была поручена популяризация практики йоги и дана полная свобода для экспериментов. И вот тут его талант организатора и новатора проявился в полной мере. Что делать, когда у молодёжи йога ассоциировалась с аскетизмом, отказом от мирской суеты и даже с бедностью (йогашала была бесплатна)? Некоторые юноши «даже чувствовали себя виноватыми, что пошли на йогасану, а не на бодибилдинг к Айеру» в класс чуть дальше по коридору. Кришнамачарья начинает эксперименты, понимая, что возродить интерес к йоге можно только зрелищностью и эффектностью. Он вводит в занятия своей школы  всё новые элементы: использует подручные материалы из спортивного зала  (верёвки, блоки), придумывает на ходу и пробует на своих учениках новые позы, заимствует из гимнастики динамическую серию поз сурья намаскар (приветствие солнцу) и разрабатывает множество новых виньяс (динамических связок асан). И если сначала уроки йоги в школе при дворце классифицируются просто как хорошее дополнение к физическому воспитанию, то постепенно Кришнамачарья добивается того, что его школа асан оказывается «на переднем крае, продвигая респектабельные формы укорененных упражнений, которые смогли бы бросить вызов превалирующим импортным гимнастикам и культурному стереотипу индийской изнеженности».

Т.Р.С.Шарма

Один из учеников Кришнамачарьи у стен Майсурского дворца, 1941 г.

 

Как бросается вызов? Демонстрациями. Они проходят постоянно — и в Майсуре, перед махараджей, и в гастролях по стране. Кришнамачарья демонстрирует на своих учениках, способных молодых людях, сложные позы и акробатические номера, устраивая из этого целые представления силы, гибкости и выносливости, чтобы доказать превосходство национальной физической культуры над западной.

А как же классика? «Йога сутры» Патанджали? Брахманские традиции? Всё это остаётся лишь символом, талисманом, прикрывающим новаторство йогашалы в области физического воспитания. Асаны утратили своё изначальное определение (как удобная поза для тренировки неподвижности ума) и превратились в погоню за идеальной и отточенной формой, за мускулистым и выносливым телом, за здоровым образом жизни, диктуемым Западом, но на индийский манер. Нужно сказать, что при необходимости Кришнамачарья всегда апеллировал к  традиции Патанджали в противовес методам хатха-йоги. Так, например, у него, в отличие от других школ йоги, никогда не уделялось внимание очистительным практикам (пракшаланы), не поддерживался принцип воздержания (брахмачари) и т.д. Авторитет Кришнамачарьи был высок, перед махараджей Майсура он отчитывался лично, и всякие несогласия со своей линией преподавания подавлял на корню.

Да и кто из юношей, обучавшихся в йогашале, мог бы поспорить с признанным авторитетом? Для этого нужна зрелость и опыт. Именитым учителям современной йоги Паттабхи Джойсу и Б.К.С.Айенгару в 1933 году исполнилось всего-то 18 и 15 лет соответственно. Было много и других, не менее способных, но не ставшими столь известными на Западе учеников — все они впитали в себя дух йогашалы и принципы построения постуральной практики, разработанные Кришнамачарьей по заказу майсурского махараджи и под прямым влиянием айеровской школы гимнастики.

Паттабхи Джойс (1915-2009)

Паттабхи Джойс (1915-2009)

Паттабхи Джойс происходил из бедной семьи, жившей неподалёку от Майсура. В школе санскрита, где он учился, Кришнамачарья преподавал свои асаны — таким образом способный юноша попал в йогашалу. Со временем П.Джойс стал весьма доверенным учеником и, в итоге, проработал вместе с гуру почти 30 лет. Для демонстраций асан другими учениками под руководством П.Джойса разрабатывались комплексы асан, которые впоследствии он сформировал в собственное направление «йоги». Теоретическое обоснование под это было подведено гораздо позже, когда П.Джойс ссылается на работу вместе со своим учителем над древним (и впоследствии якобы утраченным) текстом «Йога Курунта», откуда и были взяты все серии современной динамической «йоги». Это уже в 60-х годах, когда у Паттабхи Джойса начали появляться западные ученики, его разработки стали называться аштанга-виньяса йогой, а до того времени это была просто практика тех асан и виньяс, которые он напрямую унаследовал из школы Кришнамачарьи.

Б.К.С.Айенгар (род.1918)

Б.К.С.Айенгар (род.1918)

Беллур Кришнамачар Сундарараджа Айенгар был тоже из бедной семьи. В майсурскую йогашалу попал по родственным связям — он был младшим братом жены Шри Кришнамачарьи. Айенгар выдающимися способностями не отличался, но имел огромное желание и упорство заниматься. Поэтому своё слабое с детства здоровье он всё-таки поправил под руководством своего именитого зятя, но вскоре был отправлен им для преподавания и распространения йоги в другой город (Пуна). В официальных биографиях Б.К.С.Айенгара пишут, что учитель «вдохновил» его на самостоятельную работу по пропаганде йоги. Скорее же — просто отослал от себя подальше. Известно весьма пренебрежительное, и порою даже жестокое, отношение Кришнамачарьи к своему молодому родственнику.

Что мог преподавать Айенгар в Пуне, всего 3 года отзанимавшись в йогашале? Только то, чему он там успел научиться. Асаны, асаны, асаны… Упорства и терпения ему было не занимать. И до 50-х годов, когда он начал уже приобретать мировую известность, Б.К.С.Айенгар продолжал экспериментировать с методами своего учителя, идя через боль и сопротивление собственного тела. Со временем он вынужден был признать, что подобная система упражнений подходит только для молодых людей, и далее вся его практика развивается в сторону облегчения поз (пропсы, пропсы, пропсы…). Но идея осталась, и она проходит красной нитью через всю его школу «йоги» — бесконечные вариации асан и насильственное совершенствование тела через преодоление собственных слабостей.

Маюрасана (поза павлина)

Сменились поколения, ушло в историю Майсурское княжество, йогу на международной арене продвигают уже внуки Шри Кришнамачарьи, П.Джойса и Б.К.С.Айенгара. Но со времён йогашалы при дворце майсурского махараджи асаны в этих «йогических» практиках представляются исключительно как «телообрабатывающие техники, приносящие счастье путём эстетического совершенствования тела»:

«Чисто духовные достижения человека, преданного йоге, или йогина, не представляют интереса для зрителя или туристической фотографии. С другой стороны, более очевидные, внешние манифестации практики йоги настолько зажигательны и сенсационны, что притягивают внимание случайных зевак со времен Александра до наших дней»

Ссылки по теме: