Йога Айенгара

30 Дек 2013

Один  старичок, севший в лодку,
«Плыву!» — закричал во всю глотку.
Но его опечалили: «Вы б сначала отчалили!»
И заплакал старик, севший в лодку.

Эдвард Лир «Дурацкие стишки»

Об истоках появления «йоги Айенгара» уже упоминалось в заметках о Майсурском дворце — здесь и здесь. Но чаще всего занимающиеся айенгар-йогой люди не интересуются или закрывают глаза на историю возникновения этого направления оздоровительной индо-европейской физкультуры, а обращают своё внимание на её привлекательность, удобство и «приносимую пользу» в современных условиях. Вот об этом и поговорим…


Корпорация Айенгара, продвигающая на рынке его авторский стиль, разрослась практически по всему миру, вовлекая людей независимо от их национальностей, верований, возрастов и привычек.

Йога Айенгара в Израиле

Студия айенгар-йоги супругов Кольбергов в г. Бейт Шемеш, Израиль

 

Каждый находит в занятиях этой «йогой» что-то своё, но сразу же стóит отметить ориентированность практики на западного человека, то есть такого человека, в образе жизни которого преобладают следующие черты:

  • достаточно высокий уровень жизни — когда не нужно ежедневно выживать и не приходится никогда голодать
  • как следствие — малоподвижный образ жизни, преимущественно — офисно-планктонный
  • хроническая нехватка времени — некогда не то что заняться собой, но и просто подумать о жизни и смерти
  • постоянная вовлечённость в общую погоню за чем-либо — за деньгами, за здоровьем, за успехом, за знаниями и т.д.
  • катастрофическое неумение расслабляться без какого-либо допинга для тела или для ума
  • незнание способов самостоятельного управления своими состояниями — радостью, скукой, грустью и т.д.
  • повышенное беспокойство и озабоченность своим «имиджем»

Что более всего действует на западного человека, привыкшего потреблять много и со вкусом? Реклама-замануха. Что-то где-то от кого-то услышал, просмотрел в интернете первую десятку (раскрученных) сайтов из поисковика, сходил на пробное занятие — вроде, неплохо. Преподаватели — загляденье, гибкие да стройные. Слова — умные. Обещания — необозримые. А если ещё и скидку дадут или абонемент льготный — так и вообще красота!

Так приходят в йогу многие. Если пара занятий в неделю более-менее вписывается в привычный распорядок, то «йога» на какое-то время приживается в жизни человека и даже даёт повод гордиться своими достижениями. Человек попал на крючок. Это вовсе даже не плохо, если заниматься без фанатизма, то есть без насилия над собственным организмом. Посильная физическая нагрузка даже пару раз в неделю для здоровья западного человека вполне даже полезна. А скучать не дадут эзотерическая лапша на уши и соревновательный момент, которыми постоянно подпитывают потребителей «йоги» на групповых занятиях, мастер-классах и выездных семинарах.

Чем же в таком случае плоха йога от Айенгара? — спросите вы. Ну во-первых, тем, что это, как ни крути, обман — под прикрытием красивых слов о традициях Патанджали и о тысячелетнем опыте этой практики потребителю продаётся адаптированная индийская физкультура, т.е. исключительно работа с телом безо всякого внимания к работе с состояниями сознания. Ну да ладно, отвлечёмся от этих тонкостей — мало ли где и в чём нас слегка обманывают, но ведь и полезный эффект налицо. К сожалению, есть и второй момент, о котором  мало где говорят в открытую и явно предпочитают замалчивать в центрах йоги.

Празднование дня рождения гуру

Празднование дня рождения Б.К.С.Айенгара… и мой первый преподаватель йоги в счастливой очереди к стопам гуру.

 

Йога Айенгара часто бывает для здоровья людей бесперспективна и даже опасна (также, впрочем, как и другие современные виды постуральной йоги). Дело в том, что принцип ненасилия в йоге (ахимса) соблюдается у Айенгара, так же как и другие принципы йоги, лишь на словах, а не на деле. В общем-то, практически всё зависит от степени осознанности самого практикующего, а этой самой осознанности у типичного западного человека как раз и нет. Неоткуда ей взяться. Поэтому к йоге типичный западный человек подходит с той же меркой, как и ко всему прочему в жизни — нужно постараться, чтоб получилось не хуже, чем у других.

В результате такого подхода к делу у особо настойчивых занимающихся незаметно, годами, накапливаются перегрузки и мелкие травмы, развивается стагнация и даже регресс в практике. Йога, поначалу окрылявшая и приносившая явные улучшения в самочувствии, со временем идёт всё тяжелее, принося больше разочарований, чем радости. В айенгар-йоге я встречал многих людей, которые отзанимались с полной отдачей несколько лет, а потом искренне удивлялись — почему остановился прогресс, почему тело становится непослушным, почему растут раздражительность и внутренняя агрессия и т.п. Сообразительный человек здесь задумается и остановится, упёртый же — будет продолжать занятия либо наращивая бесплодные усилия, либо начиная метания в поисках новых учителей, комплексов или стилей.

К сожалению, сказанное в полной мере относится и к преподавателям йоги. Преисполненные эйфории и веры в успех в начале своей карьеры большинство застревают, не далеко уйдя от точки старта. Даже молодые. Даже очень способные. Посмотрите на реестр сертифицированных преподавателей йоги Айенгара — тысячи кандидатов в инструкторы (уровень Introductory 1), сотни инструкторов начальной ступени (Introductory 2) и только 7 человек уровня Senior Intermediate 1 (а это всего лишь 6-я ступень из 14-ти в выстроенной иерархии сертификатов). Ещё выше — только 3 человека, стоявших у истоков появления айенгар-йоги в России. Основная же масса преподавателей, считающихся хорошими специалистами в йоге Айенгара, навсегда остаётся на 2-3 уровне (из 14-ти!).

Количество сертифицированных преподавателей йоги Айенгара в России

Количество сертифицированных преподавателей йоги Айенгара в России убывает по экспоненте при росте сложности экзаменов.

 

И это происходит не потому, что у адептов айенгар-йоги мало желаний, амбиций или финансовых возможностей, а потому — что мала вероятность у нормального человеческого организма западного типа соответствовать «стандартам качества», установленным институтом йоги Айенгара. Начиная уже со 2-3 ступени сертификации выполнение многих асан сопряжено с опасностями для здоровья — тем более вероятными, чем настойчивее эти асаны пытаются освоить. А ведь в обучение и сдачу экзаменов вложены немалые деньги, на «самосовершенствование» по методике гуру потрачена уйма времени, наработана репутация. Совсем непросто человеку признаться в том, что он ошибался и годами работал впустую. В результате — разочарования, зачастую — серьёзные травмы, иногда — увечья или смерть.

В книге Уильяма Брода «Научная йога. Демистификация» производится попытка проанализировать с медицинской точки зрения факты о пользе и вреде многочисленных течений «йоги», заполонивших современную индустрию фитнеса. Один из выводов исследования таков — «мы имеем дело с эпидемией травм»:

В прежние времена бедным индусам ничего не стоило опуститься на корточки или сидеть со скрещенными ногами, ведь это были позы из их повседневной жизни. Теперь же в западном мире йога стала модой, и ее ряды пополняются миллионами неподготовленных людей. Жители мегаполисов, просиживающие весь день на стульях, свободное время решили проводить в позе воина, несмотря на отсутствие гибкости и наличие проблем со здоровьем. Инструкторы-дилетанты шпыняют занимающихся, как в армии, навязывая им практику в стиле «ни шага влево, ни шага вправо». Все это представляет смертельную опасность … особенно если учесть, насколько тщеславны наши современники. Тщеславие мешает и ученикам, и учителям осознать важность «здесь и сейчас», прислушаться к своему телу и понять, где грань между полезной растяжкой и болезненным увечьем.

Что касается конкретно Айенгара и его стиля «йоги», в книге приводится множество фактов реального риска и ущерба для здоровья, которые имели место в среде поклонников этого «классического направления йоги»:

Его «Прояснение йоги» (1965) вскоре стало прикладной библией хатха-йоги. Книга разошлась по всему миру тиражом более миллиона экземпляров, подтвердив экспортный потенциал йоговской практики… Он просто снабдил свою книгу более точными указаниями, чем кто-либо до него.

Для каждой позы он отмечал ряд лечебно-профилактических эффектов, часто используя для этого медицинские термины… При этом Айенгар не упоминал о научных исследованиях или клинических испытаниях, подтверждающих его слова, не отмечал возможность эффекта плацебо. Он просто сыпал медицинскими терминами, отчего его книга начинала казаться авторитетной с научной точки зрения, при этом о досадной необходимости привести доказательства он просто «забыл». Это действительно было «прояснение йоги», только вот откуда лился этот свет — так и осталось непонятно.

Но Айенгар упорствовал и заявлял, что йога способна вылечить самые различные заболевания и что она обладает терапевтическими свойствами — опять же, не ссылаясь ни на какие источники и не приводя доказательств, лишь упоминая об «опыте работы с учениками». Слово «терапия» в его книге использовалось несколько десятков раз. В конце он представил собственный список «терапевтических асан» для почти 100 заболеваний и болезненных состояний…

Но важнее всего был подсознательный посыл «Прояснения йоги». Почти 600 фотографий изображали Айенгара, скручивающего свое гибкое тело во всевозможные кольца и узлы, петли и витки. С этих снимков на нас взирал совершенный бодибилдер, чья внешность не вызывала никаких ассоциаций с йогами прошлых времен. Никакого пепла, амулетов, нечесаных волос и бороды. Столетия упадка отошли в прошлое: перед нами был новый вид йога.

Исследование потенциальных рисков при занятиях современными видами псевдо-йоги.

Подзаголовок книги — «Демистификация» — точно отражает её содержание.

 

К сожалению, У.Броуд, видимо, не знаком со школами аутентичной йоги (где всякое насилие исключено в принципе), поэтому основной упор сделан на предостережения занимающимся не идти слепо на поводу за модой или чьим-то мнением о йоге (которое чаще всего оказывается очередной попыткой заработать на ходовом товаре). Но если когда-нибудь вы всё-таки  нащупаете свой путь к реальной йоге, то неизбежно столкнётесь с ещё одним аспектом вредных последствий «йоги» Айенгара — с привычкой делать. Внешняя форма настолько затмевает внутреннее содержание, и стереотипы неверной практики становятся настолько устойчивыми, что переучивание становится невообразимо трудной задачей — гораздо более сложной, чем для новичков путь в правильную йогу «с нуля».

Если вы думаете, что позанимавшись йогой Айенгара годик-другой и поправив своё здоровье по его «замечательной» методике, потом сможете легко перейти к «серьёзной» или «настоящей» йоге, то сильно заблуждаетесь. Йога Айенгара как мираж, уводящий всё дальше в сторону — вроде бы цель видна и ясна, но в результате — пустота, а обратная дорога всё длиннее и труднее. Подытоживаем… Метод Айенгара как вариант физкультуры для западного человека весьма неплох при очень, очень и очень осторожном и ненасильственном применении, но как разновидность йоги — фальсифицирован и бесперспективен.

Подлинная йога возможна только в русле действия не действием. Это момент принципиальный, и надо осознать его с предельной четкостью! Обычно, когда заходит речь о самосовершенствовании, человек считает, что посредством личных занятий йогой он совершенствует сам себя. Но это иллюзия! Йога – это выполнение асан, пранаям и медитативных техник в таком ключе, который дает возможность психосоматике автономно привести себя в порядок! Само-совершенствование – это когда открытая система, именуемая психосоматикой, восстанавливает себя сама, а мой разум на это время успокаивается и не мешает этому! Такой процесс называется системной регенерацией.
Любая же деятельность, построенная на личных усилиях, самоконтроле и происходящая в активном бодрствующем сознании – это обычная физическая работа, какой бы «йогой» ее не называли!
Все (без исключения) «авторские стили» абсурдны, поскольку в нелинейной среде, которой является организм человека «могут возникать только те структуры, которые в ней потенциально заложены и отвечают собственным тенденциям процессов в данной среде. И ничего иного в качестве метастабильно устойчивого не может быть сконструировано. Это – своего рода эволюционные правила запрета» («Основания синергетики»).

В.С.Бойко «Йога — искусство коммуникации«.