Прилежание

24 Апр 2013

Вот ведь парадокс получается — ум, которым мы осознаём необходимость и пользу занятий йогой, должен на время этой самой практики йоги отключаться. Каково ему примиряться с подобным положением вещей? С непривычки — очень сложно, ведь осмысливать, оценивать и выносить собственное суждение — это его непосредственное, выработанное долгой эволюцией предназначение. Потому-то так трудно новичкам самостоятельно осваивать йогу, что не получается одновременно делать асану и не пытаться её анализировать.

Поначалу асаны в аспекте недеяния получаются плохо, ведь обычно если я что-то делаю, то итогом действия должно быть нечто реальное, хотя бы усталость! Разум отказывается принимать ситуацию, параметрами которой является не наличие чего-либо, но отсутствие – ощущений, усилий и видимых (разовых) изменений. Однако работа именно в таком ключе, не нарушающая причинно-следственную ткань мира, дает удивительные результаты, из-за которых йога всегда оставалась волшебством.

(В.С.Бойко «Йога: искусство коммуникации«)

С помощью наставника нащупать искомое состояние, когда ум не вмешивается в деятельность тела и сознания, проще. До логического идеала эта концепция доведена в  отношениях гуру-садхака, т.е. учитель-ученик. Таким путём, собственно, йога и прошла сквозь века, едва не угаснув окончательно к началу XX века под давлением глобализации и профанации. Гуру (санскр. गुरु — guru) в переводе означает тяжёлый, наполненный (Б.Л. Смирнов в примечаниях к своему переводу «Махабхараты» отмечал, что это слово нельзя передать русским синонимом, ибо гуру — это и родители, и старший в роде, и учитель, особенно духовный). И это не просто учитель — это непререкаемый авторитет, которому нужно довериться и выполнять буквально все его требования. Ибо учителю виднее состояние ученика, и он лучше знает — что и как тому следует делать. В Индии есть поговорка:

Если Шива гневается, то Гуру спасёт.
Если Гуру гневается — Шива не спасёт.

Shiva

Шива — созидательное и разрушительное начало, один из верховных богов в индуизме.

Что же делать современному человеку, желающему освоить йогу? Искать грамотного преподавателя, который, конечно, не заменит гуру, но, хотя бы, оградит от грубых ошибок и избавит от лишних петляний и тупиков на пути йоги. К хорошему учителю не зазорно ездить заниматься даже на другой конец Москвы (к сожалению, большинство современных москвичей настолько занято или  избаловано, что ограничивается ближайшим к дому фитнес-клубом). При занятиях йогой велик риск самообмана, который часто принимает весьма изощрённые формы. Человек вроде бы старается, делает всё по писаному, а результата нет. Без учителя, без квалифицированного взгляда со стороны, трудно проанализировать ситуацию и понять причины неудачи.

Почему же так происходит? Самая распространённая причина самообмана в йоге — инертность мышления. Человек не может поверить, что его психосоматика является саморегулирующейся системой, способной самостоятельно выбрать оптимальный путь восстановления и поддержания жизнеспособности организма. Власть ума настолько сильна, что любыми способами он стремится взять под контроль даже те процессы, в которые ему вовсе не следует вмешиваться — как дозировать физическую нагрузку, как дышать, как расслабляться и т.п. Ведь казалось бы, чего проще — не делай лишнего, создай определённые условия и забудь, не пытайся учить жить то, что успешно существовало задолго до твоего появления. Но нет, ум так просто не сдаётся. Ведь не зря он накапливал жизненный опыт, он лучше всех знает — как делать правильно. И продолжают люди во имя благих целей отказываться от чего-то (вредного, по их мнению) и/или заставлять себя делать что-то (полезное, по их мнению) — старательно, усердно, искренне веря в правильность своих действий, в то, что они могут управлять ситуацией — настраивать и регулировать работу своего организма.

Желая самосовершенствоваться, мы сразу утыкаемся в  противоречие: если даже ясно, что и в какую сторону надо изменить, непонятно, кто и как будет делать это. Каким образом я могу улучшить себя? Как психосоматика, частью которой является моя давно сложившаяся личность, может стать иной? Кто ее изменит? Кто знает, что и как следует менять, может быть, Я? Но ведь именно из-за ошибочных представлений Я и его ущербного поведения, на этих представлениях основанных, и возникает то плачевное состояние, с которым приходится разбираться. Чтобы изменения оказались действительно необходимыми и безошибочными, их должна произвести некая умная и все обо мне знающая сила со стороны. Но откуда она возьмется? Выход один: нужно создать условия для свободного функционирования психосоматики в ее собственных интересах, которые одновременно являются и моими, но от меня скрыты.

(там же)

Аттрактор Лоренца

Аттрактор Лоренца

В математике есть такое понятие, как аттрактор ( от англ. attract — привлекать, притягивать), перекликающееся по некоторым параметрам с понятием фрактала. Аттрактор определяется как некое состояние (подмножество) динамической системы, к которому с течением времени из близлежащих окрестностей стремятся траектории компонентов этой системы. Другими словами,  аттрактор — это «оптимальный» во времени процесс поведения какой-либо системы, будь то качание маятника, течение реки или жизнедеятельность человеческого организма. Оптимальность эта диктуется не умственными соображениями, а законами природы и эволюции.

Посему вся сила и действенность йоги заключена не в умении и старании сделать со своим телом или сознанием что-то, кажущееся нужным и полезным, а в умении и старании «выйти на аттрактор», т.е. попасть в ту область системы (окрестность аттрактора), где дальше со временем всё пойдёт по нужной траектории само собой, без явного приложения усилий. Это значит, что прилежание в практике йоги должно заключаться в регулярном и корректном создании определённых условий для организма, как того требует технология. Всего лишь. Со времён появления йоги прошло много веков, за время которых количество информации в мире выросло в разы — люди стали и умнее, и цивилизованнее. Но ни устройство тела, ни устройство сознания, ни принципы их работы с тех пор ничуть не изменились. Поэтому вся накопленная информация (вся сила ума и интеллекта) не имеет никакого значения для процессов естественного саморегулирования психосоматики, условия для которых йоги создают в своей регулярной практике.

Помнится, мой первый преподаватель йоги Айенгара (об этой псевдо-йоге ещё напишу как-нибудь поподробнее) говорила мне: способен, но слишком ленив. Подразумевалось, что, в принципе, я могу освоить (т.е. «правильно», по-айенгаровски, выполнить) любую асану, но прилагаю для этого недостаточно усердия и старания. Наверное, эта «лень» (а на деле — инстинкт самосохранения и здравый смысл) и спасла в итоге, приведя в дальнейшем от йоги суррогатной к йоге настоящей, где старание заключается не в давлении умом (полном стереотипов) на собственное тело и психику, а в осознании умом сложности и тонкой организации собственного организма и выборе правильной методики управления им:

Как правило, все «концепции» и «обоснования» новодельной йоги сводятся к упорному издевательству над телом, которое нужно, на основании каких-то умозрительных построений, волевым образом преобразовать к «лучшему» чтобы оно согнулось именно так, как хочется его обладателю, а от этого проистечет, якобы, что-то необычайно полезное. На самом деле такой подход опасен, поскольку он противоречит собственным тенденциям психосоматики. Лишь грамотно организованное резонансное воздействие приводит к выраженному усилению (или ослаблению) процессов среды.

(там же)

Малое, но топологически правильно организованное — резонансное — воздействие может оказаться очень эффективным. Если мы будем «укалывать» среду в нужное время и в нужном месте, конфигурационно согласованно с её собственными структурами возбуждать, тогда она будет развёртывать перед нами свои потенциальные богатые формы, скрытые (зачастую неожиданно мощные) силы.

(Е.Н.Князева, С.П. Курдюмов «Основания синергетики»)

Отправить комментарий

* - обязательные поля

Для добавления комментария вы должны быть зарегистрированы на этом сайте. Можно использовать одну из ваших учётных записей в социальных сетях или завести отдельную. Войти на сайт.